СВЯТАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ АНГЕЛАМИ
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ПАЛЬМА МЛАДШИЙ (ЯКОПО НЕГРЕТТИ)

СВЯТАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ АНГЕЛАМИ

1610-1615 года

холст, масло

170 x 124 см

Инв.: 4265

Подпись справа внизу: JACOBVS PALMA. E. Ha обороте темной краской: № 18 (переведен с авторского холста). Холст саржевого плетения, дублирован; авторские кромки расправлены и частично утрачены. Отдельные участки осыпей красочного слоя по краям и в левом верхнем углу на изображении креста, который держит ангел. Небольшие потертости и утраты красочного слоя в разных местах. На обороте дублировочного холста номер, перенесенный с авторского: № 18.

Реставрация: 1982 (ГМИИ, Г.Г.Карлсен) - дублирование авторского холста; удаление позднего потемневшего загрязненного лака и реставрационных записей.

Образ Марии Магдалины (Лк. 8:2) как раскаявшейся грешницы часто встречается в эпоху Контрреформации в силу культивировавшегося Церковью поклонения таинствам. Запрет Тридентского собора на изображение обнаженных женских фигур, за исключением Евы и Марии Магдалины, делал эти сюжеты особо привлекательными для художников XVI-XVII веков.

Наиболее распространенным в живописи было поясное изображение кающейся Магдалины, с Распятием и черепом. Представленная в нашей картине иконография встречается достаточно редко. Однако, несмотря на не вполне традиционную трактовку сюжета, она, по всей видимости, изображает именно кающуюся Марию Магдалину, а не ее смерть, как предполагалось ранее.

Варианты и повторения данной композиции в творчестве Пальмы неизвестны. Однако для фигуры Магдалины можно найти целый ряд аналогий, в том числе изображение Святой Кристины, стоящей у колоннны наподобие Святого Себастьяна, из Галереи Эмо Каподилиста в Падуе (инв. 350; Banzato 1988, р. 85-86, № 99); картина имеет подпись, идентичную нашей, и датируется 1610-1615 годами. Еще более близкие аналогии встречаются в изображении Христа в композициях на тему Оплакивания, известных в нескольких вариантах. Его фигура представлена в той же позе в картине Мертвый Христос, поддерживаемый тремя ангелами из Галереи Академии в Венеции (инв. 245; Ivanoff, Zampetti 1980, p. 562, № 242, 652 ill.). Подобное решение фигур Марии Магдалины и Христа восходит к флорентийской Пьета Микеланджело (Музей Собора, Флоренция) и его рисункам. Обращение к Микеланджело было более чем естественным для художника, находившегося, особенно в ранний период творчества, под сильным влиянием флорентийского мастера.

В полотне из венецианской Академии использован также сходный мотив движения ангелов, усиленного ритмом устремленных вверх радужных крыльев.

Венецианскую композицию Арслан (Moschini Marconi 1962, р. 151, № 247, fig. 247) связывал с ранним творчеством Пальмы, когда тот находился под воздействием Тициана, однако с этим мнением трудно согласиться. Как и картина из собрания ГМИИ, она относится к достаточно позднему периоду деятельности художника. Более убедительна датировка Мазон Ринальди, полагающей, что полотно ГМИИ было исполнено около 1610-1615 годов. Она же публикует картину, трактующую эту тему в несколько ином ключе, но по характеру исполнения очень близкую и относящуюся к тому же времени (собр. Миани де Кумани, Сант Элена д'Эсте; см.: Mason Rinaldi 1982, fig. 13).

Происхождение: 1979 приобр. у И.Б.Каневской, Москва.

Выставки: 1982 Москва. Кат., № 559 ил.

Литература: Маркова 1982 в, с. 10 (здесь и далее - Смерть Марии Магдалины); Markova 1982, р. 22, fig. 20; Mason Rinaldi 1982, p. 154, 160 n.39; Mason Rinaldi 1984, p. 96, № 175, fig. 674; Fossaluzza 1988, s.p.; Маркова 1992, с. 159 ил.; Кат. ГМИИ 1995, с. 108, 109 ил.

Сайты Музея