СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН
Оригинальный размер изображения Предпросмотр

ГВЕРЧИНО (ДЖОВАННИ ФРАНЧЕСКО БАРБЬЕРИ)

СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН

1641

холст, масло

116 х 96 см

Инв.: 172

Холст полотняного плетения, дублирован. Авторская живопись в хорошем состоянии сохранности, за исключением небольших утрат, восполненных реставрационной ретушью. На лицевой стороне справа внизу красной краской номер по Каталогу Эрмитажа 1797 года: 4503 На обороте холста трафаретом номер Эрмитажа по Описи 1859 года: 2254; на подрамнике сургучная печать: двуглавый орел с короной На обороте холста наклеен лист бумаги с отпечатанным в XVII веке сонетом Луиджи Манцини, посвященном данной картине (ниже приводится текст сонета).

Реставрация: 1998 (ГМИИ, М.Г. Сахнова) - удаление слоя позднего потемневшего загрязненного лака.

Себастьян - христианский святой и великомученик (Leg. Aur., XXIII, 1); служил начальником преторианской стражи при Диоклетиане (III век); за приверженность христианству был пронзен стрелами. Считался защитником от чумы.

Один из самых любимых в эпоху Ренессанса, образ Святого Себастьяна в искусстве XVII века утрачивает героическое звучание, обретая новые черты; в его трактовку привносится оттенок интимности и внутренней просветленности, призванной вызвать чувство человеческого сострадания.

Заказчиком картины из собрания ГМИИ был доктор Никколо Лемми из Болоньи, который 6 января 1642 года заплатил за нее художнику 53 дуката (ducatoni). Этот факт подтверждает запись в «Книге счетов» (Libro dei conti 1808, conto 266), которую вел младший брат художника Паоло Антонио Барбьери. Таким образом произведение было написано в 1641 году и, возможно, заканчивалось в самые первые дни 1642-го.

Картина принадлежит к числу наиболее высоко ценимых современниками работ мастера и закономерность подобной оценки стала особенно очевидной после завершения реставрации, освободившей живописную поверхность от покрывавшего ее слоя потемневшего лака, который не позволял по достоинству оценить выдающиеся живописные и колористические достоинства полотна. По случаю ее создания поэт Луиджи Мандзини написал сонет, отпечатанный в Болонье в 1642 году:

AL SIGNOR/GIO. FRANCESCO/BARBI-ERI/DA CENTO/FAMOSISSIMO PIT-TORE/Per vn Quadro mirabilissimo/DI S. SEBASTIANO MARTIRE/FATTO AL SIG. DOTTORE NICOLO LEMMI/Sonetto/DEL SIG. LVIGI MANZINI

Frena, CENTIN, quel nobile portento
Quello stupor del'Arte, ond'hai diletto
Di richiamare il gia beato petto
De l'Eroe di Narbone, al rio tormento.

Frena, dico, il pennello: ahi che gil sento
Sospirarsi di nuouo esangue oggetto
Delfurente Idolatra: e quindi astretto
A turbar fra le pene il suo contento.

Ma che? so forte, e luminoso il pingi,
Che nel misto di luce, e di valore,
Di doglia si, ma gloriosa, il cingi.

О d'ogni alta Virt destra, maggiore!
Tu, innocente mendace, additi, e fingi
Nel Ciel tristezza, e ne'Beati horrore.

In Bologna per Giacomo Monti, e Carlo Zenero. 1642. Con licenza de' Superiori.

Полотно Святой Себастьян неоднократно упоминается в сочинениях XVII и XVIII веков, в том числе и рукописных, что не только свидетельствует о его известности, но и позволяет проследить историю произведения. Так, во второй половине XVIII века Марчелло Оретти в сочинении Pitture che Ornano le Case de Cittadini di Bologna, рукопись которого хранится в Библиотеке Аркиджинназио в Болонье (Oretti MS. В. 109), приводит московское полотно как находящееся в доме аббата Чезаре Таруффи в Болонье. Кальви в своей книге, посвященной жизни и творчеству Гверчино (Calvi 1808), описывает нашу картину в самых восторженных тонах, сообщая при этом, что она больше не находится в доме Таруффи, а перевезена в Париж для аукционной продажи. В переиздании книги Чезаре Мальвазии (Malvasia 1841), биографа болонских художников, говорится, что произведение было куплено министром Фердинандо Марескалки и подарено императрице Жозефине. В 1811 году полотно Святой Себастьян было включено в каталог собрания Мальмезонского дворца (кат. № 6), а также в инвентарную опись 1814-1815 годов (Grandjean 1964).

Известны старые копии с картины: одна из них находится в частном собрании в Ирландии, другая фигурировала на антикварной распродаже в Лондоне. Судя по старым фотографиям, та же композиция (предположительно копия) принадлежала собранию Вяземских в Остафьево.

Франческо Розаспина выполнил рисунок с картины. Литографировал Гюо в 1847 году (Galerie Imperial de l'Ermitage lithographie, II, 1847).

Происхождение: написана для Никколо Лемми, Болонья; во 2-й половине XVIII века собр. аббата Чезаре Таруффи, Болонья; в начале XIX века собр. императрицы Жозефины, Мальмезон; 1829 приобр. для Эрмитажа у ее дочери, герцогини де Сен-Лё; 1862 передана в РМ; с 1924 в ГМИИ.

Архивные материалы: Oretti MS. В. 109, р. 69; Кат. Эрмитажа 1797, № 4503; Опись Эрмитажа 1859, № 2254.

Выставки: 1968 Болонья. Кат., № 74; 1973 Будапешт. Кат., с. 6, № 7.

Литература: Malvasia 1678, И, р. 373 (ed. 1841, II, р. 265, 291 п.47); Calvi 1808, р. 283; Libro dei conti 1808, p. 99 (Malvasia, ed 1841, p. 322); Livret 1838, p. 25; Viardot 1844, p. 484, 485; Galerie Imperial de l'Ermitage lithographie, II, 1847 (6 Serie, 29; Livraison, литография Гюо); Андреев 1857, с. 163; Кат. РМ 1862, с. 19, № 179; Кат. РМ 1865, с. 19, № 179; Guide dans la galerie 1872, p. 76, 77, № 179 (ed. 1889, p. 15); Путеводитель РМ 1876, с. 85, № 179; Путеводитель РМ 1898, с. 3, № 323; Кат. РМ 1901, с. 31, № 461; Илл. кат. РМ 1901, с. 11, № 377; Кат. РМ 1908, с. 86, 87, № 776; Кат. РМ 1909, с. 86, № 781; Кат. РМ 1910, с. 86, № 781; Кат. РМ 1912, с. 99, № 45; Кат. РМ 1913, с. 107, № 45; Кат. РМ 1915, с. 214, 222, № 592; Кат. ГМИИ 1948, с. 22; Кат. ГМИИ 1957, с. 35; Кат. ГМИИ 1961, с. 49; Grandjean 1964, р. 140, 958; Маркова 1971, с. 45, 46, № 7; Путеводитель ГМИИ 1980, с. 78; Маркова 1981, с. 288-290 ил.; Кат. ГМИИ 1986, с. 53; Salerno 1988, р. 279, № 190; Stone 1991, р. 194; Маркова 1992, с. 198 ил.; Путеводитель ГМИИ 1994, с. 130; Кат. ГМИИ 1995, с. 147 ил.; Guidebook 1995, р. 127; Guercino-Ghelfi 1997, р. 111, conto 266, tav. 12; Путеводитель ГМИИ 1998, с. 221, 225, ил. 116; Guidebook 2000, р. 223, 227, ill. 119.

Сайты Музея